Напишите сочинение на тему: "Уроки Простаковой Митрофану и урок,преподанный им матери" 

  • Комедия Д.Фонвизина «Недоросль» - одно из тех произведений, которые вызывают самые разные чувства: те сцены, которые вначале вызывали смех, затем кажутся очень грустными. 
    На первый взгляд смысл ясен: высмеивается необразованность, праздная, ленивая жизнь. Такую жизнь ведёт герой пьесы Митрофан в имении своей матери, для которой он – свет в окне и которая хочет оградить его от всех трудностей. 

    Однако всё намного сложнее. Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок. 

    При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна». Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.

    Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили», приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть». Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет»? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать? 

    И смех при таких мыслях стихает. 

    После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?». 

    В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить», - говорит ему Правдин. «По мне, куда велят», - отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора). Что это? Потеря всякого интереса к жизни? Равнодушие к своей судьбе? А, может, всё-таки герою дан шанс? 

    Ответить на этот вопрос предстоит зрителям и читателям.